ОпиумNET | ТЕОРИЯ | ПРОГРАММЫ | ССЫЛКИ | ГОСТЕВАЯ |
Выделяя социальные технологии в социальной работе как науке, необходимо учитывать,
что она представляет собой такую сферу человеческой деятельности, функция которой
- выработка и теоретическая систематизация объективных знаний об определенной действительности
- социальной работе (а при понимании социальной работы в широком смысле
- социальных отношениях, социальной сфере).
Одной из ее важнейших задач как науки являются анализ существующих форм и методов социальной работы,
разработка оптимальных методов и технологий разрешения различных социальных и других проблем
применительно к разным индивидам, слоям и группам населения.
Характеризуя технологии социальной работы как науки, следует исходить из того,
что ее неотъемлемыми компонентами являются соответствующие закономерности
(например, существенные связи между субъектом и объектом социальной деятельности),
принципы и методы (экономические, правовые, социально-педагогические и т.д.).
В этом случае социальные технологии представляют собой способы применения теоретических выводов
в решении практических задач социальной работы. Важно в этой связи подчеркнуть
особенность социальной работы как науки - органическое единство знаний и умений.
Когда речь идет о социальной работе как учебной дисциплине (цикле учебных дисциплин),
сущностью социальных технологий является целостное представление о содержании социальной работы,
ее основных направлениях, инструментарии, методах и организации,
т.е. эти технологии имеют в основном обучающий, информационный характер.
В этой связи важно различать общее и особенное в технологиях образования в области социальной работы,
что связано с системой обучения: получение среднего специального и высшего образования
(с учетом ступеней высшего образования, неполного высшего образования, бакалавриата,
специального образования, магистратуры), аспирантура и докторантура,
система повышения квалификации и самообразования.
В самом учебном процессе технологии обусловлены стандартами, программами, планами,
спецификой изучаемых учебных дисциплин (общественных, естественно-научных, профессиональных, специальных),
в том числе обязательных, выборочных, факультативных; формами обучения
(очная, вечерняя, заочная, очно-заочная), видами занятий (аудиторными, самостоятельными и т.д.).
В качестве технологий используются и формы обучения (лекция, семинар, лабораторное занятие, практикум,
учебная игра, экскурсия, конференция, курсовое и дипломное проектирование, коллоквиум,
различные виды учебной практики, тестовая проверка и т.д.).
Рассматривая социальную работу как особый вид деятельности, сущность социальных технологий
можно интерпретировать в первую очередь как совокупность приемов, методов и воздействий государственных,
общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленных на оказание людям помощи,
поддержки, защиты, особенно так называемым уязвимым слоям и группам населения.
Именно в социальной работе как деятельности в концентрированном виде социальные технологии предстают
как обобщение накопленных и систематизированных теоретических знаний, опыта, умений и практики работы
субъектов социальной деятельности.
Такой общий подход позволяет, сделать следующий шаг на пути конкретизации технологий,
применяемых в социальной работе (имеются в виду фактически все три упомянутых аспекта социальной работы,
в которых технологии выступают преимущественно:
- в форме знаний - наука,
- в форме знаний и умений - обучение,
- в форме знаний, умений, опыта, практики - деятельность).
С учетом сказанного классификация технологий в социальной работе может быть осуществлена
по различным основаниям.